Харьковская областная филармония - одна из старейших концертных организаций Украины, была основана в 1929 году. Здание на улице Рымарской,21, в котором она сейчас размещается, согласно решения Областного совета, в 1996 году получило статус «Памятника архитектуры». Однако, не только этим оно примечательно.
Его история складывалась из многочисленных изменений: долгое время здесь размещался один из лучших частных пансионов Харькова. В 1858 году в нем открыли одно из роскошных увеселительных заведений, наподобие английских клубов, а позже здание было продано Купеческому обществу, основавшему в нем коммерческий клуб.
Отсчет начала музыкальных традиций здания по Рымарской 21 был положен в 1871 году, когда при Коммерческом клубе был создан симфонический оркестр, а в 1890 году купеческое общество передало здание оперному театру. С тех пор музыка звучала в нем целых 100 лет. Этот концертный зал слышал голоса выдающихся исполнителей – Ф. Шаляпина, Собинова, Н. Забэлы-Врубель, Баттистини, Марии Гай и Зонателло, Н. Неждановой.
Сцена харьковской филармонии стала началом творческого пути для таких исполинов как Алчевский, Рейзен, Козловский, Паторжинский, Литвиненко-Вольгемут, Горовиц, а за дирижерским пультом здесь стояли Пазовский, Бердяев, Слатин, Штейнберг, Моргулян и др. Это здание помнит ключевые культурные события – визит П.И. Чайковского, в 1893 году, гастроли С. Рахманинова 1911 года. Здесь достоялась премьера оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба», первая в провинции (за пределами Москвы и Петербурга) постановка балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», а также многие другие шедевры – концерты, симфонии и оперы, написанные выдающимися композиторами.Это не просто классика. Эти произведения стали музыкальными вехами в истории российской, советской и украинской культуры.
Знаменит и зал филармонии своей уникальной акустикой. Спроектированный архитектором Михайловским в 1885 году, он был полон аристократической роскоши, и являлся полной копией знаменитого зала дворца Тюрильи во Франции. В то время как дворец Тюрильи сгорел, концертный зал Харьковской филармонии уцелел даже во времена разрушительных бомбежек Второй мировой войны, и остался, таким образом, единственным в мире образцом уникальной акустики такого рода. Именно эта акутиска и привлекала лучшие имена оперной сцены. Получить право на концерт в зале Харьковской филармонии для исполнителя означало дать особое звучание голосу или оркестру, дать такое звучание произведению, которое раскроет его в полную силу.