В 2021 году, как, впрочем, и в 2020, курортный сезон на Азовском море был испорчен медузами. На большинстве пляжей побережья из-за обилия этих животных море напоминало студень, окунуться в который отдыхающие не решались не только из-за неприятных ощущений, но и из страха быть ужаленными. Многие туристы вообще отказались от поездки на отечественные курорты этим летом. И рухнувший спрос в сочетании с экономическими факторами стал причиной откровенно провального сезона. Об этом сообщает Azov.UA.
Что происходит с курортами Азовского моря, почему их заполонили медузы, и стоит ли ждать изменений к лучшему в следующем сезоне, объяснили эксперты.
По их словам, аномальное количество медуз в Азовском море является следствием глобальных изменений в его экосистеме, на которую влияет множество различных факторов. Один из главных — вызывающее беспокойство состояние питающих рек, которые являются неотъемлемой частью экосистемы любого моря.
Так, например, в реки Дон и Кубань, впадающие в Азовское море, раньше всегда заходили на нерест ценные виды промысловых рыб, и от них во многом зависела биологическая продуктивность Азова.
Но изменение важных климатических показателей и негативное влияние деятельности человека, следствием которой становится повышенное использование и загрязнение пресных вод, приводят к тому, что реки мелеют и пересыхают. Причем следует отметить тот факт, что в 2020 году большую часть лета Краснодарское водохранилище на Кубани вообще находилось в мертвом объеме. А за ближайшие 2 года до этого были построены 3 новых ГЭС на этой реке выше по течению.
В итоге в море попадает меньше пресной воды, и его солевой баланс нарушается. До недавнего времени соленость воды в Азовском море была довольно низкой — порядка 10–12 промилле, но теперь она составляет 14, а по данным некоторых измерений, в прибрежной зоне Кирилловки летом 2021 года она доходила до 17 промилле.
Море стало более соленым, и рыба утратила возможность свободно заходить на нерест. Более того, из-за экологических факторов и активности браконьеров в море стало меньше планктоноядной рыбы, которая является главным конкурентом медуз в пищевой цепочке.
Как изменилась флора и фауна Азовского моря?
Практически до самого конца 20-го века биологическая продуктивность Азовского моря была одной из самых высоких в мире. Количество добытой рыбы здесь било все рекорды. Причем, львиную долю этой рыбы составляли виды, которые нерестились в реках. И по мере их зарегулирования и измельчания рыбы становилось все меньше и меньше.
Для решения проблемы отдельные ценные виды рыб, и, в частности, осетровых, во времена СССР разводили искусственно на специализированных рыбоводных заводах и выпускали в море. Однако двадцать лет назад в Украине и эти предприятия прекратили свою работу: осетровых просто вписали в Красную книгу и запретили их вылов. К слову, с российской стороны подобная практика все еще продолжается.
Также по данным института рыбного хозяйства и экологии моря, за последнее столетие произошло многократное сокращение видового разнообразия рыб в Азовском море. Вместе с тем, по мере повышения его солености сюда заходят другие виды, более приспособленные к жизни и размножению в соленой воде. В результате морская экосистема теряет баланс.
По этой же причине в море появилось больше медуз, и, в частности, представителей отряда корнеротов и аурелий, также известных как «ушастые медузы». Помимо повышенной солености, их привлекает сравнительно высокая температура воды, которая за последние годы увеличилась на несколько градусов, и обилие пищи.
В результате медузы уничтожают кормовую базу многих рыб. Но этим их вред для экосистемы Азовского моря не ограничивается. Они питаются мелкими личинками и икрой пелагических рыб, живущих в верхнем и среднем слоях воды, что также негативно влияет на биологическую продуктивность Азова.
Соседство с медузами в воде неприятно и человеку: контакт с ними может обернуться сильным ожогом и аллергической реакцией.
Когда медуз в Азовском море станет меньше?
Прогнозы ученых пессимистичны: по крайней мере в ближайшие несколько лет ситуация вряд ли изменится к лучшему. В этом году была надежда, что медуз станет меньше: зима была холодной, и Азовское море некоторое время было скован льдом. Некоторые эксперты убеждали, что минимум часть медуз при таких условиях должна вымерзнуть. Но этого не произошло.
Точнее, в начале лета, которое в этом году выдалось непривычно прохладным, их действительно почти не было. Но к середине июля, когда установилась по-настоящему жаркая погода, а море прогрелось до комфортной не только для людей, но и для медуз температуры, их популяция, приплывшая еще весной из Черного моря, начала стремительно расти.
Неужели нашествие медуз станет привычным явлением для Азовского моря? По словам специалистов, все будет зависеть от погоды, температуры воды, но главное — от ее солености. Чтобы ситуация нормализовалась, она должна снизиться минимум до 13 промилле.
Но судя по стабильно уменьшающемуся объему пресных вод и изменению климата, в ближайшие годы Азовское море будет становиться все солонее, приближаясь по этому показателю к Черному. А значит, корнероты и аурелии по-прежнему каждое лето будут заполнять прибрежные воды, нанося вред рыбам и отпугивая людей.
Почему на одних курортах Азовского моря много медуз, а на других почти нет?
Концентрация медуз действительно может быть разной в различных районах Азовского побережья. Определяющий фактор тут — погода, а точнее, ветра и течения, а также градиент солености.
Обычно медузы плывут по течению, несмотря на то, что они способны самостоятельно определять направление своего движения. Их движение происходит за счет сокращения поперечнополосатых мышц, в результате чего из-под нижней части зонтика выбрасывается вода, давая медузе реактивную движущую силу. При этом сила ветра и течения в реальной среде их обитания имеет решающую роль.
Но когда важные для медуз показатели воды у берега, такие как ее температура и уровень солености, вдруг меняются (например, после сильных ливней или в результате временного похолодания), они могут уходить на глубину в поисках более благоприятных условий.
Кроме того, на некоторых курортах Азовского моря, в частности в Мелекино, на Белосарайской косе и в Урзуфе, медуз меньше, даже несмотря на погоду. Тут более значимую роль играет географическая близость этих курортов к местам впадения в море Дона и других рек, благодаря которым вода в этом регионе менее соленая, а, значит, и менее привлекательная для медуз.
Как теперь купаться в Азовском море?
Пока единственным способом избавить отдыхающих на азовских курортах от малоприятного и опасного соседства с медузами является установка специальных защитных систем, которые давно используют в разных странах мира.
Это недешевое удовольствие, да и 100%ный результат не гарантирован, но альтернатив пока нет. Летом 2021-го года подобные системы устанавливали в Кирилловке и Бердянске.
Также можно использовать 2 важных природных фактора, от которых зависит количество медуз у побережья:
время года — в конце мая и июне вода в Азовском море чаще всего уже является комфортной для купания, а медуз в это время еще нет;
направление ветра — в случае если ветер дует с моря, медуз у берега практически не бывает (но обычно в такие моменты есть хотя бы небольшой шторм). Если же ветер дует с пляжа, в прибрежной акватории будет множество медуз.
Опять же, многое зависит от розы ветров и конкретного курорта. Например, в Приморске, несмотря на среднюю для этой курортной зоны соленость, медуз в 2021 году практически не было, т. к. здесь редки ветра, направленные в берег. Да и уже упомянутые выше курорты Донецкой области, расположенные на побережье Таганрогского залива, никто не отменял. Только нужно помнить факт, что все эти рекреации не могут похвастаться даже минимально сравнимой с Кирилловкой, Бердянском и Арабатской Стрелкой отельной и развлекательной инфраструктурой.
Что будет дальше в 2022 году?
Очевидно, что изменения, происходящие с Азовским морем, далеки от благоприятных. И с каждым годом ситуация ухудшается. Главная вина — на человеке, следствием деятельности которого является глобальное изменение климата Земли.
Природа старается противостоять, адаптироваться к новым условиям. Одни виды даже выиграют в этой ситуации: например, солоноводные рыбы будут хорошо размножаться и лучше выживать. Популяция пресноводных, наоборот, станет сокращаться. Они будут уходить в поисках опресненных участков, ближе к низовьям рек, состояние которых также далеко от идеального.
Малые реки сегодня буквально исчезают: усыхают до размеров канав, заболачиваются, зарастают тростником. Азовское море и его лиманы также истощаются. Биологи бьют в набат, призывая наконец начать их спасение.
К слову, в августе 2021 года в Запорожской области на уровне местной Облгосадминистрации после ряда публикаций в СМИ была даже создана рабочая группа, основной задачей которой было названо спасение курортов Азовского моря, и, в частности, за счет работ по опреснению малых рек. Но, к сожалению, о дальнейшей деятельности этой группы не было известий с момента ее создания.
Пока же большинство привычных рекреаций оказались в ценовой ловушке и ищут различные варианты привлечения туристов на море “с медузами”, но без снижения цен:
«Большая часть владельцев гостиничного бизнеса на азовских курортах, которых нам удалось опросить, в настоящее время не планируют снижать цены или включать в прошлогоднюю цену дополнительные услуги или сервисы, за исключением разве что бассейнов. Свою позицию они объясняют существенным удорожанием электроэнергии и коммунальных услуг, повышением налогов на землю и недвижимость, ростом минимальной заработной платы и связанным с ним увеличением налоговых обязательств, а также введением регистраторов расчетных операций (РРО), которые практически наверняка потянут за собой административные расходы и штрафы. В такой ситуации, говорят отельеры, проблематично будет не только снизить цены, но даже сохранить их на уровне прошлого сезона, не снижая при этом сервис и не урезая перечень и качество предоставляемых услуг. Но это касается преимущественно больших и востребованных курортных объектов, которых кризис коснулся меньше всего. Тогда как мини-отели и гостевые дома предпочитают пока не думать о будущем, ограничиваясь возведением бассейнов», — комментирует возможность снижения цен на отдых в 2022 году информагентству «Интерфакс-Украина» главный редактор профильного издания «Старый Азов» Юлия Ангеловская.
«Неудачным минувший сезон для азовских курортов оказался не только из-за медуз - свою роль сыграли и другие факторы. В частности, существенный рост стоимости аренды земли, увеличение минимальной зарплаты, которая влечет за собой повышение сразу нескольких налоговых платежей, рост тарифов на электроэнергию и газ, а также обязательное использование со следующего года регистратора расчетных операций для ФОП. Все это само по себе способно поставить туристический бизнес в тяжелое положение, а медузы лишь усугубили его, и в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. Что будет с отелями в 2022 году, и сколько из них смогут пережить предстоящий сезон, предсказать очень трудно. Единственное, что известно наверняка, это то, что при сохранении прошлогодних цен на отечественных курортах отдыхающие сюда просто не поедут. По крайней мере, большинство из них. А прибыль отеля зависит не от стоимости номера как таковой, как считают многие владельцы гостиничного бизнеса, а в первую очередь от его загрузки. Так что бизнес все же вынужден будет снижать цены, пусть даже при этом придется какое-то время работать доведется с нулевой рентабельностью. Но, конечно, для рынка в целом это будет иметь негативные последствия», — озвучила свое видение ситуацию изданию «Подробности» редактор интернет-издания «Арабат» Юлия Васильева.
Насколько подобные “альтернативы” смогут заменить туристам чистое море, остается пока только догадываться. Но уже радует тот, что работа в этом направлении хотя бы ведется.
А пока остается уповать лишь на развитие бальнеологии на ряде курортов, на которых есть термальные источники, и на тотальное снижение цен, которое сможет поставить пребывания на морском воздухе в ценовой паритет с городскими бассейнами и загородными базами отдыха.